Последние комментарии:

  • Apollon. 14.09.2024 00:04
    Очень красиво !!! Фантастически красиво !!! Слышу прекрасную симфонию моря, океана. Фотография одна из ...

    Подробнее...

     
  • Apoiion. 03.09.2024 23:48
    Не отправленные письма. Получается писала зря. Второй вариант -- писала сама для себя. Думаю ...

    Подробнее...

     
  • сергей макарович смолин 19.07.2024 20:37  
  • Ольга 02.07.2024 14:24
    Как всегда полезно и обстоятельно!

    Подробнее...

     
  • Николай 19.05.2024 13:06
    Я ЖЕЛАЮ ВАМ СЧАСТЬЯ И ВСЕХ БЛАГ!

    Подробнее...

     
  • Виктор 18.05.2024 18:45
    Таинственен...З агадочен...Сиби рский Лунный Свет над взлётной полосой.

    Подробнее...

     
  • Apollon. 05.05.2024 18:49
    Безгранично миленькая и красивая Танюша.

    Подробнее...

     
  • Apollon. 05.05.2024 18:31
    __________________________________________________________ Танюша, привет. Милая красатуличка ...

    Подробнее...

     
  • Apollon. 22.03.2024 20:34
    _______________ _______________ _______________ _______________ _______

    Подробнее...

     
  • TATIANA ABRAMCHENKO 29.01.2024 18:37
    Огромное спасибо, последуем вашему маршруту.

    Подробнее...

     
  • Ольга 29.01.2024 05:17
    Как всегда увлекательно! Купальники красивые! выглядишь - отлично!

    Подробнее...

     
  • Сергей 24.01.2024 18:59
    Большое спасибо за Ваш труд!

    Подробнее...

     
  • Александр 21.12.2023 19:57
    Танюша - БОГИНЮШКА!!! Ты просто божественно хороша!!!

    Подробнее...

     
  • Ольга 19.12.2023 14:58
    Увлекательно. Купальники отличные!

    Подробнее...

     
  • Феликс 01.12.2023 20:41
    Ммм какая нимфа

    Подробнее...

Text.ru - 100.00%

 

14. Эта практика становится сильным состоянием при выполнении ритуала с постоянной верой, энтузиазмом, преданностью и терпением.



Когда человек выполняет какие-то действия непрерывно в течении длительного времени, у него возникают необходимые навыки и эту работу ему становится выполнять легче.

Позитивное отношение читты к работе становится сильным, когда она выполняется с чувством почтения, осознания её необходимости и пользы. Когда человек считает какую-то вещь или работу важной, тогда положительный инстинкт его читты по отношению к этому, автоматически становится сильным. Практикуя выполнение задачи таким образом, вырабатывается навык эффективного выполнения работы. 

Добросовестность, ответственность и милосердие — вот сущностная характеристика читты йога. В отсутствие этих трех вещей читта йога не может стать чистой даже после практики и обучения в течение тысячи жизней. В этом случае, в его читте всегда будет оставаться эгоизм (о том, что такое эгоизм читты мы поговорим позже).

Именно благодаря практическим занятиям, человек становится йогом. Для этого необходимо прочно усвоить четыре главных аспекта йогичёской практики.

Эта йога-сутра как раз и рассказывает о четырех вещах, благодаря которым практика становится сильной и приносит успех.


1. «С терпением»

 

Любая работа требует терпения. Практиковать йогу необходимо с терпением и усердием, не надеясь на быстрый успех. Здесь говорится о том, что практику следует повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат, спокойно и без спешки. Некоторым для того, чтобы добиться успеха, может потребоваться несколько месяцев, а кому-то возможно и несколько лет.  Нужно быть готовым к длительной работе, а для этого необходима вера в успех и большое желание. Вера порождает энтузиазм и преданность выбранному пути.

Очень важно практиковать непрерывно.  Не должно быть такого, что в какие-то дни вы практикуете, а в какие-то нет.  Упражнения, выполненные таким образом, не принесут успеха. Практика йоги должна стать частью вашего образа жизни.


2. «С энтузиазмом».

 

Это означает практиковать с большим положительным зарядом и бодрым настроем. Практика с энтузиазмом ослабляет любой негатив и занятия становится эффективными.


3. «С верой». 

 

Признание чего-либо истинным и высшим, независимо от логического обоснования называется верой. Вера – это чувство, которое возникает из-за осознания истинности и пользы чего-либо. Человек верит в то, что считает лучшим, он относится к этой вещи с благоговением. Такое позитивное отношение укрепляет веру в успех практики.

Обычный человек может ошибаться в вопросах веры, принимая ложь за истину.

Йога же делает человека видящим истинную реальность всего. Поэтому такие вещи, как слепая вера, слепая преданность, слепое подражание и т.д.  не случаются с йогом.

 

Способность видеть реальность любой вещи, осознанно и преданно практиковать, то что является действительно истинным, превосходным и полезным – это суть практики йоги

4. «С преданностью».  

 Практиковать с уважением, с признательностью, с чувством принадлежности, но без чувства привязанности, практиковать с любовью означает практику с преданностью. Безразличие к практике, в этом случае, ослабевает и становится неэффективным.

Необходимо понимать, что практика йоги – это не просто сидение в течении некоторого времени в спокойном состоянии в какой-либо позе. К сожалению, такое представление о практике йоги очень распространенно в современном мире. Это заблуждение (ложное знание) большинства людей, которые слышали о йоге только краем уха.

Йог в течении всей своей жизни практикует йогу, он живет согласно правилам ямы и ниямы, о которых мы поговорим позже, он с любовью смотрит на окружающий его мир. Всё это есть йога. Поэтому «Йога-сутры» рекомендуют практиковать любое дело с преданностью, что означает и с любовью тоже.
 

Чувство любви без личного эгоизма, без привязанности и гордыни на санскрите называется бхакти-бхавана.

Любовь (бхакти-бхавана) – это чувство, которое исходит не из ума, а из сердца. Именно чувство сильной связи с чем или кем-либо развивается в любовь. Любовь — это способ выразить свои чувства.  Забота и привязанность к родителям, к самому себе, к любимому человеку, забота о животных, живущих рядом с нами, любовь к Родине, любовь к Богу и т.д. – всё это относится к вопросам любви.

Настоящая любовь — это то, что остается с вами в любой ситуации, любящий человек остается верен вам и в горе, и в радости.

Любовь способна изменить нашу жизнь к лучшему, ведь любовь – это созидательная энергия. Любовь определенно меняет человека.  Для любви нети преград, расстояние также не помеха для любви.

Очень мало людей в этом мире, которые действительно умеют любить. Часто люди путают любовь с привязанностью к какому-то счастью. Но настоящая любовь не знает границ, настоящая любовь творит чудеса. Согласно знаниям индуисткой культуры, такая любовь остается с человеком и в следующих рождениях тоже.

Знания йоги являются базовыми знаниями в системе образования индуистской культуры.  Конечная цель этого обучения состоит в том, чтобы воспитать человека, который живет и действует с любовью.  Всеобщее братство - Васудхайва Кутумбакам, что означает «Весь мир – одна семья» — это главный посыл индуисткой культуры.

Йог – это человек, который делают всю свою работу, выполняет все свои жизненные роли с преданным духом. Поэтому практика с преданностью является важным признаком практики йоги. 

Результатом успешной практики йоги должно стать чистое состояние читты, когда читта «течет» в спокойном потоке, не подвергаясь влиянию клеш-вритти и ложного знания.  Цель практики йоги - достичь этого состояния и находиться в этом состоянии постоянно.


Суть  практики йоги состоит в том, чтобы снова и снова изучать «Йога-сутры» и прилагать все усилия и усердие для выполнения всех предписаний и рекомендаций, для того, чтобы эффективно использовать полученные знания в процессе формирования совершенной и гармоничной личности.
 
Человек может практиковать йогу не только в какое-то определенное, выделенное для этого время, йогу можно практиковать постоянно, йога может быть вам помощником в любых делах.
 

Возможно вы удивитесь, но практикой йоги можно назвать попытку человека избавиться от какой-либо вредной привычки. 

Человек, пытающийся бросить курить, является человеком, который пытается контролировать один из своих инстинктов. Это практика йоги.  То есть, другими словами, йога учит человека развивать свою силу воли.  Сила воли означает самообладание, способность остановить любой инстинкт по своему желанию.
 

Бросить курить за один день невозможно.  Но постепенно, прилагая к этому усилия, увеличивая время между выкуренными сигаретами, уменьшая количество выкуренных сигарет в день, с большой уверенностью в успех, можно добиться нужного результата. Главное не сдаваться, то есть не прекращать практику йоги.


Итак, снова подведём итоги. До сих пор, изучая «Йога-сутры», мы узнали о трех основных тенденциях читты: положительной, отрицательной и нейтральной.  Мы узнали о пяти существующих вритти читты: истинное знание, ложное знание, воображение, сон, память.  Мы получили некоторое знание о пяти клеш-вритти (подробно о клешах мы поговорим, изучая вторую главу «Йога-сутр»). Мы узнали о необходимости постоянной практики для самосовершенствования.  Обычный человек не осознает всех этих вещей и, таким образом, не может извлечь из всего этого пользу.

Далее мы поговорим о вайрагье (бесстрастие).  Для йога очень важно практиковать бесстрастие.



15.  Быть свободным от привязанности к увиденному и услышанному — это бесстрастие, называемое вашикаран.

 


Неконтролируемая привязанность к желанию получить какое-то счастье является инстинктом клеша (страдания), называемый рагой.  Из-за такого клеша-вритти, как авидья, человек считает истину ложью, а ложь истиной. В результате в его разуме возникает путаница. Попадая под влияние клеша под названием асмита, человек видит лишь одну сторону объекта, бессознательно игнорируя все другие стороны. Всё это происходит из-за неумения контролировать свои привязанности к внешним элементам, из-за попадания в зависимость (рага) от желания обладать внешними элементами (вещами, людьми, событиями внешнего мира). Действие раги делает человека рабом неконтролируемой привязанности к какому-либо виду счастья.  

Естественным желанием любого человека в этой жизни является желание иметь рядом с собой искренних, честных, порядочных и любящих людей.  Но попадая под влияние авидьи, асмиты, раги — этих клеш-вритти, мы, напротив, собираем вокруг себя толпу лживых и эгоистичных людей. Мы не способны видеть истинную природу нечестных людей, мы ошибаемся в людях, это приносит нам большие страдания и потери. Поэтому освободится от тяги к бесконечному количество вещей и событий внешнего мира первостепенная задача для будущего йога.

Йог, освобождаясь от тяги к внешним элементам, становится способным видеть внутреннюю красоту или уродство людей, с которыми его сводит жизнь. Таким образом, йог оставляет рядом с собой только достойных уважения людей во всех сферах своей жизни: в дружбе, любви и бизнесе. Способность разбираться в людях - едва ли не самый важный навык в жизни любого человека, ведь наибольшие страдания, как правило, люди получают от разочарования в тех, кому они полностью доверяли.

Что же именно происходит, когда мы не в состоянии контролировать свою тягу к множеству вещей внешнего мира, когда мы даже не осознаем, что эта тяга существует внутри нас? Почему это вредит нам?

Кроме того, что мы становимся рабами неконтролируемой привязанности, также из-за нашей тяги к ненужным элементам внешнего мира, в нашей памяти накапливается огромное количество ненужной информации. Таким образом в нашей памяти не остается места для хранения необходимых знаний. В итоге, человек не может сконцентрировать все свои силы на действительно важных вещах и не выполняет действительно необходимые для себя задачи. 

С помощью практики бесстрастия йог освобождается от привязанности к ненужным элементам и инстинктам, существующим внутри него. Йог освобождается от бремени ненужных дел.  

Благодаря практике вашикаран вайрагья (отсутствие привязанности), мозг (суперкомпьютер) становится точным, независимым и объективным интерпретатором реальности любого объекта внешнего мира.

Привязанность, вызванная страстью, делает ум нечистым.  В результате сила разума ослабевает.  Чистый разум обладает удивительной чудодейственной силой, Разум человека очищается благодаря сильному чувству бесстрастия.

Наиболее важной и существенной задачей каждого человека является развитие своих собственных способностей, сил, активов, врожденных характеристик, развитие умения эффективно их использовать. У большинства людей есть мозг, ум, читта, интеллект, благоразумие, талант, самоуважение, душа, сознание и т. д., но у них нет внутренней гармонии, силы человека не работают совместно: разум может вступать в конфликт с совестью человека, его читта не подчиняется разуму и т.д. В итоге, человек не способен добиться особых достижений, успехов, богатства и счастья.

Главная цель йога — развить и объединить все силы и активы, которыми его наградила природа.

Одна из ступеней на пути к этому — освободиться от тяги ко всему увиденному и услышанному (вашикаран)

В мире существует множество различных вещей и событий – мир огромен!  Наш разум интересуется многими вещами. Из-за естественной тяги органов чувств к элементам внешнего мира, в нашем разуме одно за другим возникают желания.  Наш разум хочет получить если не все, то многое.  Нашим желаниям нет конца, достигнув одного, мы тут же начинаем мечтать о другом.  Если мы не получаем то, чего хотим, мы становимся несчастными.  Необходимо осознать бессмысленность процесса возникновения бесконечных желаний.  Необходимо понимать, что наш ум, притягиваемый объектами внешнего мира, никогда не перестанет хотеть обладать ими, если мы не будем его контролировать.


 Под влиянием тяги к ненужным внешним элементам разум использует способности мозга для генерирования бессмысленных фантазий.  Из-за привязанности ума к ненужным внешним элементам, мозг выполняет множество бессмысленных задач и операций, в результате энергия, время и труд человека тратятся впустую.


Из-за тяги к ненужным внешним элементам память человека заполняется ненужными вещами.  Эти вещи не удаляются из-за привязанности к ним.  В результате в памяти не остается места для важной информации и полезных знаний.  Поэтому человек забывает нужную и ценную информацию.

Йога учит нас концентрироваться на действительно важных вещах. Йога учит нас концентрации, которая достигается благодаря умению отделять главное от второстепенного.  А для этого прежде всего необходима осознанность. 

Человеку необходимо остановиться и подумать над тем, что действительно важно для него в этой жизни?


Поэтому, перед тем как начать практиковать бесстрастие, называемое вашикаран, мы должны ответить на следующие вопросы:


1. Какие вещи являются важными и необходимыми в вашей жизни?  Почему?


2. Что в вашей жизни неважно и второстепенно?  Почему?

Никто, кроме вас, не может ответить на эти вопросы.  Поиск ответа на них — есть процесс осознания.  В зависимости от вашего выбора, вы можете остановить и прекратить всё неважное и ненужное в вашей жизни, избавляясь от тяги к этим вещам.  Это и есть практика бесстрастия в йоге, называемая вашикаран.

Практика бесстрастия заключается в анализе своей жизни, в процессе самопознания. Человеку необходимо, используя знания, полученные из «Йога-сутр», опираясь на свой личный, жизненный опыт, анализировать свои действия, мысли и желания, задавать себе вопросы и отвечать на них.

Пытайтесь отделить свой внутренний мир от мира внешнего. Не позволяйте внешнему миру полностью «поглотить» себя, не позволяйте себе раствориться во внешнем мире. Помните, только в ваших силах сделать свою личность красивой, гармоничной и независимой. Результатом этих действий станет внутреннее счастье.

Находясь в состоянии беспристрастия, йог обладает способностью работать, не подвергаться влиянию внешнего мира.  В зрелом же состоянии вашикаран вайрагьи внутренняя сила йога становится настолько сильной, что обретает способность самой влиять на внешний, окружающий йога, мир. Это тайна, о которой многие не знают.

 

16. Свобода от неконтролируемого влияния трех основных инстинктов (вритти), возникающая в свете дискреционного (внутреннего) знания (вивек), которое, в свою очередь, появляется благодаря знанию взаимоотношения пракрити и пуруши – это высшее бесстрастие.


В свете знания взаимоотношений пракрити (природы) и пуруши (человека), высшее бесстрастие заключается в контроле над тремя основными вритти (инстинктам) читты и, как следствие, в отказе от желаний, возникающих из-за любой привязанности. 

Для того, чтобы понять истинную природу высшего бесстрастия, надо понимать, что первичной ступенью бесстрастия йоги является вашикаран вайрагья.  Его развитая и зрелая стадия и есть высшее бесстрастие.


Три главных задачи высшего бесстрастия – это:

1. Понять “взаимоотношения природы (пракрити) и человека (пуруши)”. 

2. Добиться состояния, при котором интеллект использует (приобретает) мудрость (благоразумие, вивек).

3. Освободиться от влияния трех основных инстинктов (вритти).

1. Понять “взаимоотношения природы (пракрити) и человека (пуруши)”. 

Что значит «Понять взаимоотношения между пракрити и пуруши»?  О каком знании здесь идет речь? Благодаря каким знаниям можно поднять уровень своего сознания, достичь просветления, приобрести мудрость, обрести способность различать правильное и неправильное?

Остановимся подробнее на первом пункте. 

Слово «пракрити» на санскрите имеет много значений, также, как и слово «пуруши».  В этой йога-сутре говорится, что дискреционное (внутреннее) знание появляется (возникает) из понимания «взаимоотношения пракрити и пуруши». Эти взаимоотношения разносторонни и всеобъемлющи. Поэтому, чтобы понять смысл сказанного, их следует рассматривать широко. Слово «пракрити» переводится с санскрита как: природа, женщина и сознание. Слово «пуруши» переводится, как: человек, мужчина и душа.

Поэтому в данном контексте «отношение между пракрити и пуруши» понимается следующим образом: отношения между природой и человеком, отношения между женщиной и мужчиной, отношение (связь) между сознанием и душой.
 

 Отношения между природой и человеком.

Все в этом мире создано и развивается схожим образом, можно сказать, по общему плану, по общему проекту или замыслу, по определенной программе. 

Вы, должно быть, слышали о том, что существует макро и микрокосм.  В свете этой теории, можно провести параллели между различными явлениями в микро и макромире. Например, гигантские планеты в космосе вращаются вокруг солнца точно также, как электроны вращаются вокруг ядра атома и т.д.  И в макро, и в микромире все устроено сходным образом. Эту взаимосвязь можно увидеть повсюду.

Рассмотрим теперь отношения между природой и человеком.  Существует довольно известное высказывание: «Человек — дитя природы». Человек, действительно, лучшее творение природы, наделенное такими качествами, силами и возможностями, о многих из которых он даже не догадывается. Йога как раз и предназначена для того, чтобы помочь человеку раскрыть весь свой потенциал, Йога помогает человеку узнать о качествах, которыми его наградила природа, помогает развить и укрепить их.


Природа создала человека с помощью созидательной энергии любви, в ответ человек должен вести себя с природой, также как с матерью - относится к ней с любовью и благодарностью.  «Жить в гармонии с природой» - думаем, это выражение слышал каждый из нас. «Жить в гармонии» - значит жить в любви.  Всегда помнить об этом — дело высшего бесстрастия.

Рассматривая  взаимоотношения природы и человека, вспомним школьную программу по биологии. Нам пригодятся эти научные знания, чтобы лучше понять природу вопроса.


 ДНК является основой всех живых существ.  ДНК — это живое вещество. Ядро каждой клетки человеческого тела содержит хромосомы, состоящие из молекул ДНК.  Биологическая генетическая программа человека закодирована и содержится в хромосомах. Тело каждого организма строится и развивается в соответствии с его биологической генетической программой.  Таким образом, программа всей жизни от рождения до смерти каждого живого существа содержится (записана) в его хромосомах с помощью молекул ДНК.
Пол особи определяется в соответствии с этой биологической генетической программой. В соответствии с ней развивается мужские или женские организмы.

Кроме ДНК хромосом, которая находится в ядре каждой клетки человеческого тела, существует еще один тип ДНК, обнаруженный в митохондриях. 

Митохондрии присутствуют внутри каждой клетки.  Митохондрии называют электростанцией и банком клетки.  Основная функция митохондрий – синтез электрической энергии путем окисления органических соединений.  Произведенная митохондриями электрическая энергия хранится в «батарее», называемой АТФ.  АТФ называют «валютой» клетки.  Митохондрии вырабатывают АТФ по мере необходимости. Энергия, вырабатываемая митохондриями, используется для выполнения всех энергозатратных функций клетки и организма. При необходимости митохондрии могут увеличивать производство энергии.

Важнейшей особенностью митохондрий является то, что митохондрии передаются от матери к ребенку только по материнской линии.

Итак, мы узнали о том, что в организме человека есть два типа ДНК.  Один тип ДНК находится в ядре клетки, в этой ДНК содержится вся программа развития человека.  Второй тип ДНК – это ДНК митохондрий, ДНК структур, обеспечивающих организм человека энергией, благодаря которой человек живет, ведь без энергии жизнь была бы невозможна.  И эту энергию обеспечивает структура (митохондрия), которая передается только от матери к ребенку, только от матери и к мальчику, и к девочке. Таким образом, мы можем предположить, что митохондрии – это структуры
которые содержат в себе женскую силу, энергию природы. 

ДНК, содержащаяся в ядре клетки, содержит программу построения человеческого организма, человека (пуруши). Наличие ДНК в митохондрии делает митохондрию независимой структурой, структурой, которая обеспечивает организм человека энергией, так как она передается только по материнской линии, мы можем назвать её женской силой или энергией (пракрити).


Мы рассмотрели пока только одну строну отношений между пуруши и пракрити, в которой пуруши — это человек, а пракрити (природа) — это энергия, невероятная женская сила, которая проявляется в этом мире через ДНК митохондрий и обеспечивает энергией всё живое, делая возможным существование жизни в этой вселенной.

Теперь попробуем понять, что значит познать взаимоотношения между пракрити и пуруши через отношения между женщиной и мужчиной.


Отношения между женщиной и мужчиной.


Между женщиной и мужчиной в этом мире существуют разные взаимоотношения: мать-ребенок, жена-муж, сестра-брат и т.д.

Во всех этих отношениях в идеале есть любовь, забота, взаимопонимание и гармония. 
 Мать дает ребенку жизнь, мать вскармливает его материнским молоком, которое дает ребенку энергию для развития. То есть, в этих отношениях роль женщины опять же связана с обеспечением энергией, без которой жизнь невозможна в принципе.

Рассмотрим отношения между любящими женщиной и мужчиной. Вся индуистская культура основана на любви, поэтому любви между женщиной и мужчиной здесь отводится огромная роль и придается большое значение. Любовь мужчины к женщине в древней индуистской культуре приравнивалось к поклонению.


Что чувствуют двое влюбленных?  Для них перестает существовать весь остальной мир.  Они живут друг другом.  Влюбленные не замечают, что происходит вокруг, они полностью сосредоточены друг на друге.  Их основная функция – нравиться друг другу.  Двум влюбленным больше никто не нужен.  Мужчина старается угодить женщине, а любящая женщина вдохновляет любимого мужчину на любые подвиги и свершения.  Недаром именно в любви многие поэты, писатели, художники и музыканты создавали свои лучшие произведения.  Считается, что за большинством мужчин, добившихся выдающихся успехов, стоит вдохновение, поддержка и помощь женщины.
 Почему это происходит?  Потому что женщина в этом мире – есть созидательная энергия!
  Мы можем убеждаться в этом снова и снова, рассматривая взаимоотношения человека и природы на разных уровнях от микроуровня (ДНК митохондрий) до макро взаимоотношений природы и человека.  Это важное знание.  Зная и, понимая которое, можно обрести внутреннее (дискреционное) знание, обрести мудрость, что автоматически приведёт к повышению уровня сознания и как итог к самосовершенствованию.

 

Связь сознания и души.


 Почему же всё-таки в этой сутре говорится, что высшего бесстрастия можно достичь, лишь хорошо зная и понимая отношения между пракрити (сознание) и пуруши (душа)?


 Потому что, в идеале, между душой и сознанием должны возникнуть любовь и гармония, такие же, как любовь между женщиной и мужчиной.  В этом случае, не так уж и сложно действительно быть бесстрастным. 

Счастье можно найти в душе, обратив внимание нашего сознание внутрь себя, чтобы понять, что всё, что нам необходимо для счастья, находится внутри нас самих. Для этого надо отбросить любые привязанности ко всему внешнему. Это, как раз, то, чему шаг за шагом учит нас йога.
  Когда достигается внутренняя гармония, когда человек начинает чувствовать любовь внутри себя, тяга к внешним элементам рассеивается и появляется способность строго контролировать три основные инстинкта (вритти) читты: положительный, отрицательный и нейтральный.


 Сознание и душа — две силы тела.  В отсутствии сознания мозг и разум не смогут функционировать. Без души в теле нет жизни.

Душа в отличии от сознания, неизменна и постоянна, она не подвержена влиянию инстинктов, включая и три основных инстинкта. Душа является хозяином тела, поэтому душа является и владельцем читты – места где возникают все вритти (инстинкты).  Но душа, даже несмотря на то, что она является хозяином тела, всегда видит только в соответствии с инстинктами читты, так как читта является инструментом «восприятие» (глазами) души

Сознание – это сила души.  Сознание действует согласно видению души.  Сознание, будучи силой души, может контролировать вритти, останавливая их.
Уровень сознания бывает высоким или низким.  Когда уровень сознания увеличивается, увеличивается и свет знания разума. Когда уровень сознания низок, наступает тьма невежества, тогда душа не может видеть реальность в её истинном свете.  В результате душа теряет свои права хозяина всех активов тела и действует, согласно инстинктам читты (сознания).


 Когда уровень сознания высок, когда читта чиста, тогда душа видит реальность в свете дискреционного (внутреннего) знания. Душа видит реальность, являясь хозяином читты со свободой и беспристрастностью. Это есть гармоничные отношения между сознанием и душой, любовные отношения. Когда и душа, и сознание «живут в любви», наслаждаясь внутренним счастьем.


 Понимая, таким образом, отношение сознания (пракрити) и души (пуруши), обретается знание дискреции (внутреннее знание), другими словами, мудрость. Видение всех аспектов отношений между пракрити и пуруши дает знание о существовании в этой Вселенной необычайной женской силы (энергии). 

Большинство обычных людей, не обладающих дискреционным знанием, попадают под влияние клеш-вритти (страданий). Авидья (ложное знание), асмита (необъективная оценка), рага (слепая привязанность) – под влиянием этих клеш-вритти возникает неконтролируемая привязанность к получению удовольствия от ненужных, вредных вещей. Таким образом, из-за привязанности к удовольствию человек выбирает неверный путь для так необходимого для каждого счастья.  Когда на пути к достижению этого счастья возникает какое-то препятствие, тогда в человеке возникает такой клеш-вритти (страдания), как злоба, который создает и усиливает в нём чувство ненависти и вражды. Затем в человеке возникает и усиливается страх: страх не получить желаемого счастья, а в случае удовлетворения своего желания, страх это счастье потерять.

Когда на отношениях между людьми влияют клеши страдания, когда в отношениях есть: противостояние, недоверие, ненависть, вражда, страх и т.д., такие отношения превращаются в отношения болезненные и мучительные, приносящие лишь только боль.

2. Добиться состояния, при котором интеллект использует (приобретает) мудрость (благоразумие, вивек).

Таким образом, после понимания этих трех форм отношений между пракрити и пуруши, мы подошли к рассмотрению второй задачи состояния высшего бесстрастия –«добиться состояния, при котором интеллект использует дискреционное знание, приобретает мудрость (благоразумие, вивек)».

  Интеллект – это способность мозга.  Истинные знания действуют как полезное программное обеспечение для мозга.  Когда интеллект использует внутреннее знание дискреции, тогда он называется дискреционным интеллектом.

Что же такое внутреннее знание – это знание называется интуицией, источником этого знания является чистая божественная душа. Мы ещё много и подробно будем говорить об этом в следующих главах.

   • Понимание отношений между природой и человеком, понимание того, что человеку следует делать, а что не следует, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо – это есть знание благоразумия (мудрости), полученное из понимания отношений между природой (пракрити) и человеком (пуруши).

   • Понимая отношения между мужчиной и женщиной, понимание того какими должны быть взаимоотношения мужчины и женщины, понимания роли мужчины, и роли женщины в отношениях - это знание благоразумия (мудрости), полученное путем понимания отношений между женщиной (пракрити) и мужчиной (пуруши).

   • Пониманием отношения между сознанием и душой, понимания того, как важно сохранять сознание чистым, сохранять читту чистой, для того, чтобы душа также оставалась чиста и обладала силой, понимание того, что между сознанием и душой должна быть гармония и любовь - это знание благоразумия (мудрости), полученное путем понимания связи между сознанием (пракрити) и душой (пуруши).


Интеллект, использующий это дискреционное знание, называется дискреционным интеллектом.

Знание вивека отвечает за сравнение двух вещей, объектов, событий. это знание, которое помогает человеку отличить правильное от неправильного, добро от зла, справедливые вещи от несправедливых и т.д.

Теперь давайте рассмотрим третью цель высшего бесстрастия — освободиться от зависимости и привязанности к трем основным инстинктам.

 

3. Освободиться от влияния трех основных инстинктов (вритти).


 Для начала необходимо понять какое влияние оказывают привязанности и страстные желания на контроль над инстинкты (вритти) читты.

Когда мы попадаем под влияние авидьи, асмиты, раги, злобы (ненависти), страха – этих клеш-вритти, тогда три основных инстинкта выходят из-под нашего контроля. 

Когда положительный инстинкт выходит из-под нашего контроля, тогда в нас возникает гордость из-за наших особенных знаний или выдающихся достижений.

Из-за этого мы становимся высокомерными и начинаем унижать, оскорблять, относится без уважения к людям менее осведомленным, вести с ними ненужные споры и т.д. Это снижает нашу ценность.

Необходимо понимать, что даже положительный инстинкт (позитив), если его не контролировать может принести вред.


Неконтролируемый негативный инстинкт препятствует началу любого дела или действия, препятствует выполнению любой работы. Неконтролируемое негативное отношение заставляет нас слепо противодействовать чему бы то ни было, в том числе и полезным вещам. Таким образом, в нас возникает привязанность к сопротивлению. Вместо того, чтобы противодействовать невежеству мы начинаем противодействовать и оскорблять невежественных людей.  Вместо того, чтобы быть свободными от печали, в нас возникает привязанность к счастью и т.д.

Неконтролируемое равнодушие (нейтральный инстинкт) делает нас беспечными.

Из-за безразличия и инертности мы не делаем много из того, что необходимо и полезно.  Мы становимся теми, кто работает только ради собственного эгоизма и жажды счастья.  Чувство долга и доброжелательности угасает в нас. Потому что нам всё равно, нам нет дела до других людей. Мы становимся абсолютно бесполезными людьми, влачим жалкое существование.


 

В случае с тремя основными инстинктами действует правило «клин клином вышибает». Человек может управлять тремя основными инстинктами согласно этому принципу. Чтобы избавиться от негатива, например, вы должны использовать «клин» позитива и наоборот. 

Для этого, в первую очередь, должны произойти перемены в мыслях. С этого всё начинается.  Как ни странно, привязанность к позитиву также является разновидностью негатива. Только полное отсутствие любой привязанности является свободой. Привязанности не только к вещам внешнего мира (вашикаран вайрагья), но и привязанности внутреннего состояния (негатива, позитива и равнодушия (высшее бесстрастие)) – делают человека несвободным. Свобода — единственный способ выйти за пределы любой привязанности.  Это состояние гармонии, это состоянии любви, эта любовь есть не что иное, как свобода.


Человек-йог обладает большой ценностью, потому что, впитывая дискреционное знание, полученное от понимания отношений между пракрити и пуруши, он не только сам лишен любых страданий, у него есть прекрасная черта — прекращать страдания других несчастных людей и делать их счастливыми

.
Обычный человек движется к внешним элементам из-за жадности привязанности к счастью.  Йог идет вперед, чтобы сделать печальных и слабых людей счастливыми, помогая им.

На самом деле, бесстрастие – это средство предотвращения зарождения инстинктов, загрязняющих читту, это средство профилактики. Поэтому практика бесстрастия является основополагающей. Бесстрастие является синонимом слова свобода. Именно благодаря практике бесстрастия йог становится полностью независим как от внешних, так и от внутренних вещей. С помощью сдерживающих самскар (зачатки, корень наклонностей) бесстрастия йог ослабляет и нейтрализует самскар непостоянства, самскар тяги ко многим вещам одновременно, а также самскары отрицательности и нейтральности. В результате в читте йога автоматически укрепляется самскар стабильности, концентрации и позитива. Более подробно об этом мы поговорим в третьей главе.

После того как мы получили представление о двух видах бесстрастия, нам предстоит узнать о том, что такое самадхи.

Находится в состоянии самадхи и использовать самьяму для достижения своих целей – это важнейшие характеристики человека-йога.
О том, что такое самьяма нам пока говорить рано, необходимо сначала понять что такое состояние самадхи.

Что же это такое состояние самадхи? Существует много интерпретаций этого состояния, основная масса которых сложна для понимания.  Большинство авторов дают описания состояния самадхи как чего-то сверхъестественного и непонятного. Авторы создают трудности там, где их нет.  На самом деле, состояние самадхи является лишь одной из стадий самосовершенствования личности.  Йога - это набор методик и практик для развития потенциала, который дала человеку природа, йога — это наука построения эффективного, совершенного человека.

Находясь в состоянии самадхи, йог видит реальность любого объекта.  В состоянии самадхи человек легко управляет всеми своими способностями, характеристиками, силами и активами.  В состоянии самадхи йог полностью контролирует основные инстинкты своей читты.  Пребывая в состоянии самадхи, йог свободен от последствий клеш-вритти (страданий).  Необходимым условием для пребывания в состоянии самадхи является позитивный настрой, ощущение счастья и благости. До тех пор, пока человек не станет свободным от всех видов страданий, он не сможет даже близко подойти к состоянию самадхи. 

Другими словами, состояние самадхи – это особый совершенный менталитет.  Это мышление, основанное на истинном знании, из которого убирается всё бесполезное, а освободившееся место заполняется красивым и чистыми вещами.

Практикующий йогу, постепенно меняет себя.  Он избавляется от всего, что блокирует его жизнь и сознание.  Избавляется от всего того, что засоряет его жизнь, его разум. Очистив себя от всего лишнего, человек может видеть реальность объективно, такой какая она есть, как говорят «ничего личного».

Аштанга-йога состоит из восьми ступеней, три завершающие её части — это дхарана, дхьяна, самадхи.  Одновременное использование этих трех вещей называется самьяма. Достижение состояния самьяма кульминация практики йога. Именно благодаря состоянию самьяма йог достигает всех, поставленных перед ним целей. 

В третьей главе «Йога-сутр» описывается использование самьямы и достижения, которых можно добиться с её помощью, но всему своё время, мы поговорим об этом подробно, когда будем изучать третью главу.

Сейчас наша задача понять, что же такое состояние самадхи.

Мы знаем, что существует два вида бесстрастия: первое — это бесстрастие, называемое вашикаран, второе — высшая стадия бесстрастия.
Точно так же состояние самадхи имеет две стадии: начальное сампрагьят самадхи и асампраджнята самадхи - высшее совершенное состояние. Изучая и практикуя йогу, человек шаг за шагом совершенствует себя и достигает состояния асампраджнята самадхи, состояния, в котором он способен видеть реальность в ее чистейшем виде.

Основное назначение самадхи состоит в том, чтобы получить точное знание о любом объекте, событие, слове и т.д.
Человек приобретает знания о любом предмете тремя способами: посредством собственного опыта, благодаря предположениям (угадывая) и через знания агам (книги, знания учителей и истинных доброжелателей).

Когда человек обладает точным знанием, знанием без тени сомнения о каком-либо предмете, тогда говорят, что он достиг состояния нирвикальпа самадхи по этому вопросу. То есть, для этого конкретного знания в человеке существует полная концентрация, стабильность и позитив. Память о вещах, связанных с этим знанием, чиста и сильна. У человека есть сильная вера в это знание, относительно этого знания в человеке больше нет дилеммы, путаницы или сомнения.


Все люди принимают решения о чем-либо, опираясь на собственные знания. Приняв то или иное решение, человек начинает действовать. Верно принятое решение ведет к успеху, ошибочные решения сулят поражение. Знание «сампрагьят» о предмете помогает принять правильное решение. То есть, знание, полученное при помощи состояния сампрагьят самадхи достигается при помощи догадок и рассуждений, в котором учувствует исключительно чистый разум. Состояние сампрагьят самадхи можно достигнуть только через внутреннею чистоту. Под влиянием таких загрязнений, как: невежество, ложное знание, люди принимают неверные решения, что приносит только разочарование.

Рассуждая о чем либо, пытаясь дать какому-либо событию или объекту правильную оценку, йог выдвигает собственные предположения, делает выводы, использует знания агам (книги, знание мудрых людей), таким образом, он достигает знания «сампрагьят» о желаемом предмете.

Асампраджнята самадхи – в этом состоянии йог, используя знание своего собственного опыта и таким образом достигает знания. То есть, ему не нужно логически рассуждать об этом или искать необходимую информацию в книгах. Он получил это знание на собственном опыте. Это «асампраджнята» знание.
Развитой стадией сампрагьят самадхи является асампраджнята самадхи.

Рассмотрим это на простом примере. Человек никогда не пробовал лимон. Но он хочет узнать какой вкус у лимона. Для этого он спрашивает у людей, которые пробовали лимон о его вкусе, он читает, что написано о вкусе лимона в книгах. На основе этих знаний он старается догадаться о том какой лимон на вкус, на что похож вкус лимона. Он знает от других, что лимон кислый. Таким образом, он находится в состоянии сампрагьят самадхи по поводу знания вкуса лимона.

Когда же, наконец, у него появится шанс попробовать лимон, его верные догадки подтвердятся на его собственном опыте. С этого момента он будет находится в состоянии асампраджнята самадхи по отношению к знанию о вкусе лимона. То есть, знание о вкусе лимона в этом случае было получено путем прямого опыта, а не путем, пусть и верных догадок.

Но настоящий йог обладает способностью получать любые знания даже о тех объектах, с которыми у него не было личного контакта, посредством интуиции, посредством интуитивного знания. Это также есть знание собственного опыта. Это вершина познания. В это время йог находится в состоянии асампраджнята самадхи.

Как это происходит, как добиться этой чудесной способности мы узнаем в следующих главах, пока нам рано говорить об этом.


Насилие, ложь, воровство, неконтролируемое сексуальное желание, привычка к ненужному накоплению, внешняя и внутренняя нечистота, уныние, отсутствие аскезы, отсутствие тяги к самопознанию, атеизм — все эти вещи является препятствием для достижения просветленного знания о предмете.
Йог следует правилам  ямы и ниямы, чтобы добиться внутренней чистоты, и только затем  он приобретает мастерство в выполнении четырех видов сампрагьят самадхи.

Следующие главы можно прочитать, скачав мою книгу с сайта Цифровая Витрина Скачать!