"Йога-сутры"
Махариши Патанджали представил знания йоги в книге «Йога-Даршана», разделив их на четыре этапа. Эти четыре этапа объясняются в четырех главах. Название первой главы книги «Самадхи». Чтобы достичь успеха в любой работе первостепенным требованием является получение базовых знаний, связанных с этой работой. Успех достигается за счет эффективного выполнения намеченных задач, поставленных с учетом необходимых базовых знаний. Поэтому в начале книги «Йога-Даршана» в первой главе Махариши Патанджали представил основные знания, необходимые человеку для того, чтобы стать йогом. Эти базовые знания далее помогут практикующему в изучении и применении на практике тех вещей, о которых рассказано в следующих трех главах.
В первой главе Махариши Патанджали дает ответы на следующие вопросы. Кто такой йог, чем йог отличается от обычного человека? Сколько существует видов вритти? Как они контролируются? Что такое практика и бесстрастие? Что такое самадхи? Что такое ОМ? Сколько существует типов йогов? Что мешает практике йоги? Как преодолеть эти препятствия? Для йога важно знать обо всех этих вещах. Изучение первой главы дает йогу руководство и наставление на пути утверждения себя в форме йога.
Глава I «САМАДХИ ПАДА»
№ 1. Теперь давайте приступим к дисциплине йоги.
Дословный перевод с санскрита этой йога-сутры означает "хорошее начало". Под "хорошим началом" подразумевается рекомендация начинать любую работу с позитивным настроем и энтузиазмом.
Учение йоги является основным учением системы образования древней индуистской культуры. Первая сутра рекомендует изучать, содержащиеся в "Йога-сутрах" знания, как дисциплину (науку) с позитивным настроем.
Йогу следует изучать с желанием, строго выполняя все предписанные рекомендации, то есть соблюдая дисциплину, оставив лень и произвольное поведение.
Все 195 йога-сутр описывают важные для становления йога вещи. Изучая и практикуя знания, содержащиеся в "Йога-сутрах", обычный человек легко становится йогом.
Основная цель первой главы — ознакомить читателя с основами, которые необходимы и полезны для дальнейшей практики "Йога-сутр".
Если человек действительно хочет стать йогом, если человек хочет добиться особых достижений, занимаясь йогой, он должен тщательно изучить, понять и запомнить знания, являющиеся основой учения йоги.
Благодаря изучению и практике знаний "Йога-сутр", интеллектуальные способности йога совершенствуются и становятся интенсивными. Йог умеет максимально эффективно их использовать.
На самом деле, знание "Йога-сутр" являются истинным, универсальным знанием, которое полезно для каждого человека, поэтому при желании это знание легко понимается и усваивается.
Изучать "Йога-сутры" дисциплинированно - означает работать планомерно, работать согласно заранее составленному плану и строго ему следовать. Настоящий йог всегда составляет сильный план прежде, чем что-то сделать.
Планирование — это работа мозга, который по своей сути является биологическим суперкомпьютером. Большинство людей не в состоянии максимально использовать возможности своего мозга, но человек-йог способен это делать. Очень важно, что у йога вырабатывается сильная привычка к планированию.
Таким образом, первое чему должен научится йог - это работать с позитивом, а также выработать и укрепить привычку работать строго по заранее намеченному плану.
№ 2. Контроль над инстинктами читты — это йога.
Обладание контролем над инстинктами читты является характерной чертой йога.
В этой сутре впервые употребляется слово "читта". Чтобы узнать, что же такое читта, забежим вперёд и обратимся к йога-сутре №34 третьей главы – там сказано: "Когда йог делает самьяму в сердце, достигается знание читты". Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что читта расположена в сердце. Достижение же состояния самьямы – это вершина всего йога-образования. При помощи состояния самьямы йог добивается любых поставленных перед собой целей и получает знание о любом желаемом предмете. Но об этом мы поговорим позже.
Эмоции человека рождаются в сердце, поэтому читта — это субстанция в сердце, где возникают эмоции. Точно так же, как ум — это субстанция в мозге, где возникают мысли. Ум и читта являются невидимыми органами.
Что же такое вритти читты? Какова их природа и характеристики?
Согласно знаниям "Йога-сутр", существуют три основные вритти читты (инстинкты): позитивное отношение, негативное отношение и нейтральное отношение. Другое название этих тенденций — гуны: саттва-гуна (положительный заряд), тамо-гуна (отрицательный заряд) и раджа-гуна (нейтральный заряд). Всё многообразие вещей в этом мире возникает в ходе взаимодействия и переплетения этих гун. Точно также природа человека определяется взаимодействием этих трех основных вритти (гун).
Читта является центральным пунктом управления человеческим телом. Место возникновения трёх основных инстинктов (эмоций) – это сердце.
Любое действие тела совершается под влиянием трёх фундаментальных инстинктов. Любая работа совершается под влиянием положительного инстинкта. Под влиянием негативных инстинктов не происходит никакой работы. Сильное действие нейтрального инстинкта приводит к равнодушию.
Как работают три основные вритти читты?
Положительные инстинкты читты сильны и активно поддерживают то, что мы считаем правдой. Негативный инстинкт читты становится сильным и активно сопротивляется тому, что мы считаем ложью. Нейтральный инстинкт работает под влиянием сильного положительного инстинкта и не работает под влиянием сильного отрицательного инстинкта. То есть нейтральный инстинкт, не имея собственной «воли» (заряда), присоединят свою силу к тому заряду (инстинкту), который в данном случае преобладает.
Что значит осуществлять контроль над вритти читты?
Большинство людей в этом мире рано или поздно попадают под влияния страданий (клеш), что мешает им быть счастливыми.
Из-за того, что люди находятся под влиянием такого болезненного инстинкта, как авидья, они считают истину ложью, а ложь истиной. В результате, возникают ошибки, которые приводят к страданиям. Предотвратить попадание инстинкта читты под влияние авидьи и других возникающих из-за авидьи страданий — это одна из целей йоги.
Что такое авидья, какие страдания мы получаем, попадая под её влияние и как избежать этих страданий мы узнаем позже, изучая вторую главу "Йога-сутр". А пока нам надо хорошо усвоить, что при помощи трёх основных (фундаментальных) вритти йог способен управлять всеми другими существующими вритти, согласно своему желанию.
Положительный, отрицательный и нейтральный – это три основных инстинкта. Все остальные эмоции, живущие в сердце, работают под влиянием этих трёх основных вритти. О том на какие группы делятся все вритти рассказывается в сутре №6 первой главы.
Вритти присутствуют в привычках, характере человека, но проявляются только в поведении.
Например, если инстинкт гнева входит в привычку, характер и поведение человека - этот человек является человеком с гневной природой. В нормальном состоянии инстинкт гнева не виден даже после того, как он включен в его привычку и природу. Когда в каком-то случае, этот человек проявляет свой гнев (кричит, ведет себя агрессивно), тогда инстинкт гнева виден.
Такой человек, изучая, практикуя знания "Йога-сутр" и занимаясь самопознанием выясняет причину своего гнева. А причиной любого гнева является попадание под влияние инстинктов страдания (клеш). Йог избавляется от всех видов страданий, очищает свой ум и читту и берет своё поведение под полный контроль.
Задачей йога является остановить не все существующие вритти, а только те, которые загрязняют читту, то есть остановить любую деятельность, вызывающую внутреннюю нечистоту.
Существует два состояния читты: чистое и нечистое.
В чистом состоянии читты всё в человеке чисто. Тогда все силы и характеристики человека находятся в сильном и мощном состоянии. Читта в чистом виде действует, как инструмент с удивительными магическими способностями. Высшее чистое состояние человека называется состоянием кайвалья. Йог стремится к достижению этого состояния. Это вершина йога-образования.
К сожалению, некоторые вритти возникают в читте человека и своим влиянием загрязняют её. Вот почему очень важно остановить возникновение этих инстинктов (вритти)
"Йога-сутры" рассказывают о том, что это за инстинкты (вритти) и каким образом их можно контролировать.
№ 3. Тогда видящий утверждается в своей истинной форме.
Тот, кто контролирует инстинкты читты, наблюдая за своим поведением, находится в форме йога, контролирующего инстинкты читты.
Такой человек может полностью контролировать своё поведение, он обладает полным контролем над всеми своими эмоциями, чувствами, инстинктами (вритти).
В этом случае, видящим, тем кто наблюдает за поведением, является душа человека. Это и есть истинная человеческая форма - находится под контролем души, а не эмоций (вритти), рожденных в читте.
Когда йог останавливает возникновение импульсов, загрязняющих его читту, тогда его читта становится чистой. Тогда его душа также находится в чистом состоянии и становится хозяином тела. Об это много и подробно мы будем говорить в дальнейшем.
Когда чиста читта человека (отсутствуют дурные вритти), его душа становится чрезвычайно сильной. Уровень сознания человека повышается. Его прагья (высший уровень интеллектуальных способностей) активируется. Когда душа чиста, тогда прагья человека озаряется непрерывным светом интуитивного знания, идущего от души.
В чистом состоянии читта действует, как волшебное зеркало - в читте видно чистое и реальное отражение всего сущего. В этом случае, способности мозга и силы ума становятся интенсивными и утонченными, а уровень энергии в организме становится высоким. Это состояние кайвалья. Это настоящая форма йога. Йог в этом состоянии является человеком, который воплощает в жизнь свои мечты. Это состояние достигается прекращением возникновения вритти, загрязняющих читту.
Таким образом, человек, контролирующий инстинкты своей читты, имеет форму настоящего йога.
№ 4. Тот, кто не может остановить вритти читты, похоже, попал под влияние вритти.
Давайте, попытаемся понять о чем здесь говорится на простом примере. Йог, сдерживающий вритти, останавливает вритти гнева. Таким образом, в поведении этого йога гнев не проявляется. И этот йог действует как йог, сдерживающий гнев. В поведении же человека, который не может остановить гнев, гнев проявляется. Поэтому говорится, что он попадает под влияние инстинкта гнева, находясь в гневном состоянии. В этом случае, вритти гнева оказывают влияние на поведение человека, человек не может сдержать гнев, получается его инстинкты сильнее его, инстинкты руководят человеком.
Следует также отметить, что йога-сутра №2 не предлагает остановить абсолютно все вритти. Йог сам решает какая именно вритти вредна, какую именно вритти следует контролировать или остановить.
В поведении человека всегда виден эффект инстинкта (вритти).
Три основных вритти читты оказывают влияние на все другие вритти. В свою очередь, три основных инстинкта читты могут находится под влиянием каких-то других вритти. Таким образом, любая работа (действие) человека совершается благодаря взаимодействию этих инстинктов. Три фундаментальных инстинкта читты при этом определяют будет ли выполнятся та или иная работа или нет. Если в человека преобладает положительное отношение к какой-то работе (положительный инстинкт), он выполняет эту работу. Если в нем преобладает отрицательное отношение (отрицательный инстинкт), он не делает эту работу. Поэтому читту человека по праву можно назвать центральным пунктом управления телом.
Читта имеет три основных инстинкта: положительный инстинкт, отрицательный инстинкт и нейтральный инстинкт. Давайте рассмотрим природу трех основных инстинктов с научной точки зрения.
Думаем, всем известно, что вся материя во вселенной состоит из атомов определенных элементов. Все атомы состоят из трех основных частиц: протонов, электронов и нейтронов. Протон имеет положительный энергетический заряд, электрон имеет отрицательный энергетический заряд, нейтрон – это беззарядная частица. Наше тело также состоит из атомов. Все протоны в организме имеют суммарный положительный заряд. Все электроны в теле человека имеют суммарный отрицательный заряд. Все нейтроны, обладая нейтральностью, имеют общий суммарный нейтральный заряд.
Сумма энергетического заряда всех протонов атомов, из которых состоит человеческий организм обуславливает существование положительного инстинкта, сумма энергетического заряда всех электронов складывается в отрицательный инстинкт, а сумма заряда всех нейтронов соответственно обеспечивает существование нейтрального инстинкта в человеческом организме.
Рабочая сила (энергия) тела совершает некоторую работу под действием положительного заряда и прекращает работу под действием отрицательного заряда. Позитив приводит к позитивному настрою. Негатив ведет к негативному отношению. Безразличие ведет к нейтральному отношению.
Находясь под влиянием позитивного настроя, мы во что-то верим, поддерживаем это, стремимся к этому. Мы во что-то не верим под влиянием негативных эмоций, противостоим чему-то или не делаем никакой работы. Под влиянием нейтрального инстинкта мы становимся безразличными к любому объекту или действию. Таким образом, йога-сутры №2,3,4 рассказывают о трех основных тенденциях читты и рассказывают о том, что все вритти читты поддаются контролю.
Обычный человек не знает ничего о трех основных тенденциях (инстинктах, вритти). По этой причине, обычный человек не осознает наличия инстинктов внутри себя и не пытается их контролировать. То есть, как сказано в сутре №4, он попадает под влияние вритти.
Как только йог овладевает способностью контролировать три основные тенденции (инстинкта, вритти) своей читты: положительную, отрицательную и нейтральную, с этого момента йог становится хозяином самому себе. С этого момента йог может контролировать, либо остановить любую вритти по своему желанию.
Как йог это делает?
Йог может изменить свое положительное отношение к чему-то на отрицательное и, наоборот, по своему желанию.
Простой пример: тучный человек имеет сильную привязанность к еде (сильное положительное отношение к приему пище, зависимость).
Чтобы предотвратить переедание, человек должен изменить свое отношение к перееданию с положительного на отрицательное. Йог сможет сделать это, обычному человеку это не под силу. Обычный человек навсегда останется рабом еды. Потому что он не способен изменить свое положительное отношение к еде на отрицательное. Для того, чтобы быть в состоянии это сделать, необходимо много работать над собой, терпеливо заниматься йогой. Необходимо развивать в себе силу воли. Только став йогом, обычный человек может контролировать все свои инстинкты.
Именно поэтому большинство религий рекомендуют верующим соблюдать посты – добровольные ограничения в употреблении пищи, напитков, а также отказ от развлечений. Подобные посты очень полезны, так как вырабатывают у человека навыки контролировать вритти своей читты, управлять своими эмоциями и быть хозяином самому себе.
В книге «Йога Даршан» даны знания, которые делают человека йогом. Становление йога начинается со второй йога-сутры. Там говорится, что тот, кто обуздывает склонности своей читты, является йогом. Йога-сутры №3-4 объясняют разницу между йогом и обычным человеком. Йоги контролируют другие вритти, используя три основных вритти своей читты. То есть меняя положительное отношение к чему-либо на отрицательное, и наоборот, йог останавливает любое вредное вритти и т.д.
Следующие семь йога-сутр рассказывают о существующих других пяти вритти Йоги.
№ 5. Все существующие инстинкты делятся на пять типов. Когда эти пять вритти находятся под влиянием клеш-вритти (страданий), тогда мы испытываем страдания, тогда мы получаем убытки, не добиваемся успеха в достижении поставленных целей. Когда эти пять вритти освобождаются от влияния клеш-вритти, тогда мы обретаем счастье, получаем особые достижения, достигаем поставленных целей.
Йог останавливает действие инстинктов клеш (страданий).
Клеш-вритти существует тоже ровно пять - это авидья (ложное знание), асмита (предвзятая оценка), рага (слепая привязанность), злоба и страх. Их природа описана в начале второй главы. Мы поговорим об этом более подробно позже.
Клеш — это инстинкт, из-за которого человек испытывает страдания. Обычный человек, не получивший йога-образования, пребывает в счастливом или несчастном состоянии, ничего не зная о пяти клеш-вритти страданий и не осознавая их существования. То есть, обычный человек действует и живет неосознанно, в отличии от йога, который знает о себе всё.
«Что является причиной моей печали?»
Обычный человек не думает об этих вещах, он упивается своими страданиями, считая, себя не в силах что-либо изменить. Он видит причину своих страданий во внешнем мире, в то время как причины страданий находятся в нём самом. Йог же, зная об этом, способен остановить страдания в любой момент.
|
Подробнее...